ПИАНИСТКА

  • 12 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Этот фильм невозможно обойти стороной, хотя отношение к нему может быть разным. В «Пианистке» радикального режиссёра Ханеке музыка — это дверь в самые интимные сферы, проявитель комплексов и тайных желаний. — Фильм поставлен по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек, которая исследует отношения между мужчинами и женщинами, находя драматические причины непонимания и ошибок, ведущих к неисправимым последствиям. Эрика — преуспевающий профессор Венской консерватории. На занятиях она держит себя холодно и высокомерно. Но это высокомерие — фасад, за который лучше и не заглядывать. Когда в неё влюбляется ее будущий ученик, она шокирует его своими представлениями о близости.
«Эрика — не извращенка, не монстр, — считает Изабель Юппер, сыгравшая эту роль. — Эрика — взрослая женщина и одновременно девочка, подавленная своей матерью: перефразированная тема бергмановской „Осенней сонаты““.
ПИАНИСТКА
Главные композиторы ее жизни — Шуберт и Шуман, это выход всей ее скрытой энергии. Поэтому она так болезненно относится к тому, что шубертовские вещи оказываются буквально «в руках» других. Лид из цикла «Зимний путь» в исполнении зажатой и нескладной ученицы толкает героиню на подлый поступок, она тайно насыпает ей в карман битого стекла. «Оставьте в покое Шуберта», — с досадой говорит Эрика влюбленному Вальтеру, когда тот смог пройти конкурс и попасть в ее класс.
Главный разговор с молодым человеком тоже происходит на фоне Шуберта, во время работы над 20-й сонатой. «Стойте, вы не обращаете внимание на пометы. Исполнительские обозначения у Шуберта — это переход от крика к шепоту. Стихийность — не ваш конек, — говорит она обескураженному повесе, приоткрывая ему себя. — Шуберт был не красавец. Вы это знаете? Вы со своей внешностью даже не понимаете, в какую пропасть падаете…»
Актриса Изабель Юппер считает, что героиня любит ворвавшегося в ее жизнь красавца, но выразить свои чувства в доступной ему форме не может. Он в свою очередь не понимает ее. Стихийность романтизма — это тот мир, в котором до сих пор Эрика находила себя. Но с появлением Вальтера выяснилось, что жизнь и искусство устроены совершенно по-разному. Поэтому она теряет точку опоры, а он не в состоянии ей в чем-то помочь. Финал может быть только жестоким.
И еще один важный момент. Картина Ханеке «Пианистка», кажется открывает дорогу интеллектуальной дискуссии о роли музыки в гендерной теме. Недавний фильм «Тар» о властной женщине-дирижере, оставляющей за собой череду жертв, явно сделан с оглядкой на успех «Пианистки». Такую ли он оставит о себе память, это другой вопрос.
Пианистка, Михаэль Ханеке, 2001 г.

Последние выпуски программы

Переписывая Бетховена

Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века.

Вуди Аллен и его романтические комедии

Режиссёр Вуди Аллен наиболее известен своей любовью к джазу, который так органичен в его фильмах, построенных вокруг самокопаний меланхоличного героя, существующего в лабиринте неразрешимых проблем. Особое место в этих картинах занимает город Нью-Йорк, воспетый Алленом в малейших деталях.

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.