Побег из Шоушенка

  • 14 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Зритель фильма про тюрьму Шоушенк американца Фрэнка Дарабонта менее всего ожидает встречи с прекрасным (в его воплощённом классическом виде). Вокруг всё ужасно: коррумпированая охрана, безвинные узники, повсеместное бесправие. Сотрудник крупного банка Энди Дюфрейн (в исполнении Тима Роббинса) попал за решетку по ложному обвинению в убийстве жены и её любовника. Ему грозит пожизненное заключение в одной из самых мрачных тюрем Новой Англии — что может быть безнадёжнее и хуже — но Энди, обладающий живым умом и доброй душой, находит подход как к заключённым, так и к охранникам, давая последним финансовые советы и помогая им заполнять налоговые декларации. И вот он уже поощрён местом библиотекаря, пекущегося о расширении фондов.
Однажды власти округа передадут в тюрьму подержанные книги и пластинки. Это первая маленькая победа Энди. Он едва сдерживает чувства, доставая из ящика записи моцартовской «Свадьбы Фигаро» — большие черные виниловые диски из какой-то другой, прежней, реальности. Прекрасно осознавая, чем это может кончиться, он ставит на проигрыватель дуэттино Сюзанны и графини и выводит через усилители звук во все помещения тюрьмы. «Какой чудестный ветерок» Sull’aria… che soave zeffiretto: Графиня Альмавива диктует Сюзанне приглашение мужу на свидание с целью разблачить его измену… Но это не суть важно. Чудесный дуэт звучит как голоса из преисподней, которые разносятся вдруг повсюду, вызывая ступор у обитателей казенного дома, от заключённых до охранников.
Побег из Шоушенка
«Я и сегодня не представляю, о чем пели эти дамы. Често говоря, и не хочу знать. Что-то должно оставаться без слов, — будет вспоминать позже друг Энди, чернокожий заключенный по имени Ред. — Как будто прекрасная птица влетела в нашу тусклую клетку и заставила эти стены исчезнуть. И на кратчайший миг все до единого в Шоушенке ощутили свободу».
Сам автор переполоха, проведший за этот номер в карцере две недели, признается тюремным приятелям, что пережить все невзгоды ему помог именно мистер Моцарт, потому что (он показывает на сердце и голову): «её — то есть музыку — у тебя не отнять. Это нечто внутри, чего не тронуть, не коснуться. Это твоё».
Фильм называется «Побег из Шоушенка». Естественно, он должен закончиться обретением свободы, которого наш зэк добивается, кропотливо, годами выкапывая подземный ход, скрытый за афишей с голливудской звездой Ритой Хейворт. В итоге побег состоится. И есть основания считать, что эпизод с моцартовской оперой, нарушившей привычное течение времени в остроге, имеет к этому финалу непосредственное отношение.
Побег из Шоушенка, Фрэнк Дарабонт, 1994 год.

Последние выпуски программы

Переписывая Бетховена

Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века.

Вуди Аллен и его романтические комедии

Режиссёр Вуди Аллен наиболее известен своей любовью к джазу, который так органичен в его фильмах, построенных вокруг самокопаний меланхоличного героя, существующего в лабиринте неразрешимых проблем. Особое место в этих картинах занимает город Нью-Йорк, воспетый Алленом в малейших деталях.

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.