.«Пламя Парижа» и танцующие французы

  • 7 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кто сегодня вспомнит французского писателя Феликса Гра? А между тем, написанная им книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа», премьера которого состоялась в ноябре 1932 года в Ленинграде. Этот балет по прошествии времени можно назвать удачей советских композиторов, бившихся над трудно разрешимой проблемой по созданию новой пролетарской классики. По задумке композитора Бориса Асафьева, либреттиста Николая Волкова, художника Владимира Дмитриева на сцене был представлен восставший французский народ, творец новой истории своей страны. Ставил балет Василий Вайнонен. Балет оказался идеологически верным и даже интересным. Все здесь было как бы по-настоящему, будто во время первомайского парада — и празднично разодетые и раскрашенные в революционные цвета толпы людей (сотни артистов миманса!), и народные танцы (от карманьолы до сарабанды), и бескрайние поля с лесами, огромные замки французской знати и маленькие хижины трудового галльского крестьянства.
.«Пламя Парижа» и танцующие французы
Кроме того, Борис Асафьев неожиданно решил дополнить сугубо хореографическое произведение… хором, исполнявшим хорошо знакомую советским людям «Марсельезу». На некоторых спектаклях при первых тактах «Марсельезы» зрители даже вскакивали с мест, подхватывая эту песню на русском языке: «Отречёмся от старого мира». А вот Сергея Прокофьева услышанная музыка разочаровала. Сергей Сергеевич «довольно резко упрекнул Асафьева в отсутствии самостоятельности с присущей ему прямотой», предложив автору заново сочинить балет, как пишет Мира Мендельсон-Прокофьева. С тех пор отношения композиторов испортились. Помирила их лишь тяжелая болезнь Асафьева… Тем не менее, балет обрел заслуженную популярность и у зрителей, и артистов.

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.