Табула восьмая. Кащей Бессмертный

  • 22 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Евгений Мравинский критично относился к своим записям, редко был ими доволен. Но однажды жена маэстро Александра Михайловна Вавилина, получив из Вены только что выпущенную пластинку дирижёра с музыкой из балета Стравинского «Аполлон Мусагет», не удержалась от прослушивания релиза. «Боже мой, ведь как играют… всё выверено, одухотворённо. Кто исполняет? Мне с моими так не сделать», — сокрушался маэстро. «Это ты, — сказала ему супруга, — это твой оркестр». Мравинский не поверил, пришлось показать ему конверт. Вглядываясь в свой портрет на обложке, великий мастер мыслями оказался в далёком прошлом, когда он делал первые шаги в любимой профессии. Её выбор напрямую связан с другим балетом Стравинского.
В голодные студенческие годы Мравинский устроился статистом в Мариинский театр. Там он познакомился с артистом миманса Николаем Черкасовым, будущей звездой советского кино. Одногодки, высокие, им нет ещё и двадцати. Обоих задействовали в постановке «Жар-птицы» на музыку Стравинского. В философской аллегории о добре и зле атлетичный Черкасов воплощал день и свет. Тощий Мравинский олицетворял ночь, царство Кащея Бессмертного. Он выходил на сцену в начале спектакля. Роль была короткой. По сюжету тёмные силы быстро погибали.
Табула восьмая. Кащей Бессмертный
Всё время, что шёл балет, вплоть до финального апофеоза, Мравинский стоял за первой кулисой. Его лицо было обращено к оркестру и дирижёру. «Я стал невольным свидетелем завораживающих движений рук человека за пультом. Я всякий раз восхищался его умением руководить чудодейственными звуками», — вспоминал потом Евгений Александрович. Дома Мравинский стал повторять дирижёрские жесты. Позже скажет: «Тогда и случилась моя „мануальная заражённость“.
Пройдёт немало времени и маэстро запишет фрагменты из музыкальной сюиты «Жар-птица», увековечит на плёнке «Петрушку» с его необузданной русской карнавальностью. А потом неожиданный кульбит. Берётся за запрещённый в СССР получасовой балет «Агон». Спектакль, привезённый американцами в нашу страну в «хрущевскую оттепель», в один голос назвали безыдейным. Музыку, основанную на двенадцатитоновой системе, сочли вредной для уха советского человека. Мравинский же услышал в партитуре живительную энергию, стройную картину бытия.
В зените славы Мравинский признается, что «всю свою жизнь будет бесконечно признателен Стравинскому за балет „Поцелуй феи“. Маэстро скажет, что в этой музыке, собранной из тем Петра Ильича Чайковского, автор воплотил „бесконечную человеческую любовь к величайшему русскому классику“.

Последние выпуски программы

Табула десятая. Свой среди чужих, чужой среди своих

Евгений Мравинский мог быть художником, поэтом, писателем и даже биологом, но в итоге музыка стала смыслом всей его жизни. В правильности выбора профессии Евгений Александрович сомневался даже в ранге великого дирижёра ХХ века.

Табула девятая. Нотатки

На чёрно-белой старой фотографии маленький мальчик ангельской внешности сидит на коленях у благородного вида женщины, а позади них стоит важного вида господин. Групповой портрет петербургских дворян Мравинских. Октябрьские события разрушат семейную идиллию.

Табула седьмая. Красавица и Щелкунчик

Евгений Мравинский с возрастом стал страстным поклонником фигурного катания. Увлечение выдавало в нём балетное прошлое.